12 / 07 / 2019
Журнал СЕАНС – Читать весь текст
то Youtube, наводненный любительским видеоконтентом, это настоящий Клондайк для документалиста, стало понятно уже давно. Тут можно вспомнить и хитовую «Дорогу» (2016) Дмитрия Калашникова, собранную исключительно из записей с российских автомобильных видеорегистраторов, и смонтированный из китайских стримов фильм-победитель Роттердамского кинофестиваля 2019 года Present. Perfect (2019) Чжу Шэнцзэ, и показанный на ММКФ-2019 «Аут» (2018) Дени Парро, который полностью составлен из размещенных в сети видео каминг-аутов, и, конечно, видеоблогерскую трилогию Олега Мавроматти — «Дуракам здесь не место» (2015), «Обезьяна, страус и могила» (2017), «Полупроводник» (2018). Интернет стерпит все. Это бескрайняя цифровая свалка, расширяющаяся с каждым днем. Но именно над этой мусорной кучей, где, как на блошином рынке, происходит практически свободный обмен пользовательским контентом, веет бегущий институциональных рамок дух времени, если не настоящий ветер Истории. Чтобы ощутить его дуновение, нужен тот, кто возьмет на себя функцию куратора — отделит зерна от плевел.
“….Не будет преувеличением сказать, что Олег Мавроматти находится в авангарде обозначенной в этой статье кинематографической тенденции. Будучи одним из ключевых художников-акционистов 1990-х, Мавроматти сыграл важную роль в становлении андерграундного кино постсоветской России. Наплевав на формальное соответствие каким-либо нормам, от перформансов и видеоарта он перешел к радикальному кино с нулевым бюджетом.
Он продюсер первых фильмов Светланы Басковой, в том числе и разлетевшегося на мемы «Зеленого слоника», байки о съемках которого до сих пор регулярно приводят новых зрителей на его Youtube-канал, где он активно комментирует чужие видеоблоги и ведет собственные стримы. Эстетику блогов он предсказал уже в «Вы****ках» (2000), самом известном после «Зеленого Слоника» андеграундном творении постреформенной России: большую часть фильма мы наблюдаем статичные планы, где «простой» русский парень в меховой шапке на фоне стены и в окружении архаичных кислотных видеоэффектов, глядя в камеру, на чистом русском мате рассказывает о превратностях своей половой жизни.
Открывался фильм комментарием компьютерно-анимированного Мавроматти, который электронным голосом сообщал о свежевозбужденном против него уголовном деле и переезде в утопическое киберпространство. Вскоре из-за знаменитой акции с распятием клерикализированную российскую реальность ему действительно пришлось покинуть безвозвратно — свои фильмы Мавроматти создает в эмиграции, что объясняет его повышенный интерес к культуре рунета. В 2010 году он проводит онлайн-шоу «Публичная народная казнь «Свой/Чужой»», в котором в реальном времени зрительским голосованием решалась судьба его физического тела — в зависимости от итогов голосования должен был приводиться в действие (или нет) электрический стул, к которому был привязан Мавроматти. А в 2015-м он открывает новую страницу своей биографии: выпускает found footage фильм «Дуракам здесь не место», смонтированный из фрагментов видеоблога православного активиста Астахова Сергия и случайных онлайн-свидетельств смертей и катастроф, а вместе с фильмом публикует программный манифест «пост-синема».
…
Кинематограф Мавроматти соединил в себе некоторые тенденции киноавангарда с глубоким пониманием аттракционной природы ютуба. От других режиссеров-монтажеров, работающих с аудиовизуальным онлайн-контентом, его отличает в первую очередь степень авторского вмешательства. Он смелее и отчетливее других привносит в фильм драматургию, концентрируется на конкретных персонажах, добавляет найденные материалы, не имеющие прямого отношения к выбранным блогерам, а в последних двух фильмах трилогии и вовсе снимает нечто вроде игровой реконструкции видеоблогов. Как Дзига Вертов в «Кино-правде», Мавроматти с помощью чужих съемок ловит жизнь врасплох и поворачивает время вспять. Он не полагается на горизонтальное соположение материала, который якобы сам должен раскрыть перед зрителем картину репрессированной и цензурированной официальными массмедиа реальности. ..”